На минувшей неделе Эль-Ниньо продолжал собирать урожай жертв и прочих потерь в разных частях света. На юг США (Техас, Оклахома) обрушилась серия смерчей, принесшая значимый ущерб и наводнения – есть погибшие. Потопы отмечены на острове Гаити и востоке Африки – везде немало жертв и пострадавших. Обратная картина на западе Канады (пожары) и особенно в Южной Азии – после Индии жара поразила юго-восток континента: в Таиланде и Камбодже абсолютные рекорды температур (43-45 градусов), взлетело в небеса и потребление энергии; виды на урожай несколько ухудшились – хотя пока рано говорить о сколько-нибудь серьёзных потерях.
К природным катаклизмам отнесём и визит хорька в трансформатор адронного коллайдера – посетитель устроил короткое замыкание, последствия которого учёные преодолевали несколько дней; но собственно потери оказались весьма скромны. Среди привычных терактов выделяется взрыв на юге Ирака – шиитский нефтеносный район до сих пор был спокоен, а его дестабилизация вряд ли понравится рынку энергоносителей; впрочем, пока это единичный акт. Горячее в центре страны: шиитские активисты атаковали Багдад, поэтому власти ввели там чрезвычайное положение – однако вскоре выяснилось, что повстанцы таким образом всего лишь… борются с коррупцией.
Деньгофицит
Денежные рынки. Резервный банк Австралии внезапно срезал базовую ставку на 0.25% до исторического минимума 1.75% - этот акт мотивирован снижением инфляции и постепенным сдутием кредитного пузыря на рынке недвижимости: мол, раз уж всё это произошло, низкие проценты уже не опасны – а стало быть, можно безбоязненно продолжить стимулирование экономики. Обратные проблемы у денежных властей Колумбии – тамошние потребительские цены увеличили темп годового приращения до +8.0%, рекордных с осени 2001 года: как следствие, приходится ужесточать монетарную политику – очередное, уже восьмое подряд, поднятие ставки довело её до 7-летнего пика в 7.00%, причём размер увеличения (+0.50%) был выше ожиданий (+0.25%). Центробанки Мексики, Польши, Румынии и Чехии предсказуемо оставили прежними свои денежные политики.
Валютные рынки. Доллар продолжил падать против основных конкурентов – йена достигла 106, а евро ушло выше 1.16, и только фунт колебался в прежнем диапазоне (его сейчас не волнует почти ничто, кроме возможной угрозы выхода Британии из ЕС); сводный индекс американской валюты наконец-то достиг чаемого аналитиками уровня поддержки около 92 – и тут же от неё отлетел. Разворот отсюда вверх был бы весьма уместен – если он произойдёт, то цели курса видятся в области 105-110, т.е. достаточно далеко. Рубль не порадовался падению цен на нефть – хотя ничего особо драматичного по нему пока не происходит: процессы идут естественно и предсказуемо.
Из прочих событий можно отметить происходящее в Венесуэле: оно всё более приобретает кафкианские черты – на сей раз у страны закончились деньги, отпущенные на… печатание денег. Дело в том, что каракасские вожди, игнорируя жестокие реалии ценовой картины в стране, отказываются выпускать крупные купюры под тем предлогом, что-де это вызовет инфляцию – но это абсурдно, поскольку в стране и так уже бушует гиперинфляция. Изготовление мелких купюр обходится много больше их номинала – отчего процесс печатания денег стал убыточен как нигде в мире. Парламент запустил импичмент явно неадекватных властей – но процесс этот будет долог и тернист.
Фондовые рынки. Ведущие биржи чувствуют себя неуютно – расти-то им не с чего, но денежные власти жаждут всё новых вершин, дабы публика ощущала "эффект богатства" и тратилась активнее. На деле же она покупает неохотно – порождая недоумение властей предержащих: последний пресс-релиз Феда уже содержал лёгкий упрёк народонаселению на сей счёт. Как уже отмечалось, у нынешнего монетарного безумия смысл в том, чтобы любыми средствами вызвать экономический рост, даже если гораздо уместнее была бы коррекция – расчищающая завалы, которые возникли в эпоху неадекватно дешёвых денег; оттого рынки теряют связь с реальностью – чем это заканчивается, все помнят по обвалам 2000/02 и 2007/09 годов – но кое-кого те случаи ничему не научили…
Это ясно показал отчёт системообразующего штатовского страховщика AIG. Он получил убыток в 183 млн. долларов – и в объяснение посетовал на "рыночную волатильность": фирма вложилась в хедж-фонды, которые инвестировали в акции нефтяников и валюты развивающихся рынков – а те, как известно, изрядно упали. Между тем, ничего особо страшного в тех падениях не было – просто случилась коррекция: но ведь биржи вовсе не обязаны только расти – а если даже от этого возник значительный лосс, то это диагноз. Более того, ещё сотни миллионов убытка проистекли от вложений в CDO – опять? На будущей неделе в правление AIG войдут финансисты Полсон и Айкан, знаменитые отсутствием сантиментов – похоже, бестолковым топ-менеджерам не поздоровится.
Гораздо спокойнее выглядит ситуация в реальном секторе – в нынешней ситуации там особо и не поиграешься. Фармацевтический гигант Pfizer заметно превзошёл чаяния аналитиков по прибыли и выручке, заодно повысив и прогноз на год в целом – из-за чего акции подскочили. Слегка мрачнее выступил его конкурент Merck: выручка огорчила, хотя профит и прогноз неплохи. Из прочих новостей выделяется несостоявшееся мега-слияние в нефтесервисном секторе – Halliburton и Baker Hughes сообщили об отказе от ранее объявленной сделки под давлением регуляторов в Америке и Европе, ставивших разнообразные препоны; теперь первой фирме придётся уплатить второй оговорённую компенсацию в размере 3.5 млрд. долларов – в тяжёлое нынешнее время это немало.
Товарные рынки. Ведущие страны-производители нефти продолжают "хранить приверженность политике ограничения добычи" – в апреле и ОПЕК, и РФ довели выпуск до рекордных высот: этот эгоизм не мог понравиться рынку – поэтому цена на нефть с началом недели пошла вниз. Немного приуныл и природный газ в США; промышленные металлы перестали дорожать (кроме никеля), а драгоценные воспользовались усилившимся на рынках пессимизмом: золото посетило отметку в 1300 долларов за унцию, а серебро – 18. Аграрный рынок по-прежнему вял – в основном всё стоит на месте: только соя, рапс и какао крепчают – а кофе, молоко и говядина слабеют. В целом же всё примерно как прежде – рынок близок к многолетним низам, но обновить их (пока?) не может.