19.12.2024 18:17
Аналитика.
Просмотров всего: 6054; сегодня: 2.

Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие

Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие

Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас большую ценность. Этим, пожалуй, можно объяснить, почему так много прозвищ у денег.

Много веков люди расплачивались монетами, и уже самые первые деньги получали имена: например, «сабельница» — из-за фигуры всадника с саблей — или «московка» — по месту чеканки. А бумажные банкноты — разноцветные, с изображениями правителей, памятников, городских символов — вдохновляли людей на оригинальные и порой забавные прозвища. К металлическим «пятнашкам» и «двугривенникам» в карманах и кошельках присоединялись бумажные «лебеди», «катеринки» и «портянки».

Цвет денег

1769 год 

Выпуск первых бумажных денег

Поначалу все ассигнации выглядели почти одинаково. Купюры номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей печатали на белой бумаге с водяными знаками.

Оформление ассигнаций было довольно простым — текст и мелкий орнамент. 

Через несколько лет Екатерина II повелела выпускать ассигнации «в цвете», чтобы дополнительно защитить банкноты от подделок. Цвет денег помогал отличать номинал, особенно тем, кто не умел читать. Разноцветные деньги впоследствии получили общее прозвище «пестренькие».

Белые «лебеди» и красные «караси»

Только 25 рублей оставались белыми до середины XIX века. «Беленькие» и «лебеди» — так их называли не только в народе: сам император Александр I в письмах полководцу Кутузову упоминал «белые» ассигнации. После денежной реформы 1839—1843 годов «лебеди» стали светло-фиолетовыми и получили прозвище «столбянки» — до 1865 года на купюрах этого номинала изображались колонны с виньетками. 

1786 год 

Банкноты номиналом 5 рублей стали печатать на синей бумаге

Пятирублевки сразу прозвали «синицами», «синичками» и просто «синенькими». 

В это же время в оборот вошли красные 10 рублей. «Красненькая» — так эту купюру именовали чаще всего, но люди придумали для 10-рублевки много других названий: «красуля», «карась», «косач», «рак» (вареный, конечно), «снегирь», «малиновка», «краснуха».

Красные десятки и синие пятерки сохранили свою традиционную расцветку и прозвища почти до самого конца XX столетия.

Русские трешки на европейских открытках

Ласковым словом «билетик» люди называли купюру самого младшего номинала — 1 рубль. Было у нее много других прозвищ, а вот рублем новую банкноту долго не называли. В народном сознании рубль был только металлическим.

Бумажные рубли печатали на желто-коричневой бумаге, поэтому они стали «желтенькими» и «канарейками». А еще «бумажками» и «кредитками» — сокращенно от «государственный кредитный билет». 

Внезапная популярность настигла «зелененькие» трешки. Новые российские банкноты стали первыми в Европе купюрами с номиналом «три». Изображения «зелененьких» печатали на иностранных открытках и рекламных карточках. 

50 рублей — один из самых старых доживших до наших дней номиналов бумажного рубля. В XIX веке из-за своей расцветки эта банкнота именовалась «серенькой». Такие же цвет и прозвище были у 200-рублевой купюры, которую выпускали с 1819 по 1843 год. Самой же яркой и сложной для подделки стала 100-рублевая купюра. За разноцветный рисунок сторублевку называли «радужной».

Царские имена

Со второй половины XIX века на купюрах стали печатать портреты государственных деятелей. Конечно, в народе сразу появились новые денежные прозвища — по именам правителей, изображенных на купюрах.

«Катенька» и «Петр в шляпе»

1866 год

На 100 рублях поместили портрет Екатерины II

Люди стали ласково называть сторублевку «катенькой», «катеринкой» или «екатеринкой». В России в начале XX века параметры «катеньки» считались стандартом для изготовления бумажников и портмоне. 

1899 год

В оборот был выпущен государственный кредитный билет 500 рублей с черно-белым портретом Петра I в треугольной шляпе

«Петенька», «петруша», «петровский билет» стал самой крупной купюрой не только по номиналу, но и по размеру — почти как лист бумаги формата А4. 

Образ Петра I для купюры «Петр в шляпе» срисовали со статуи скульптора Марка Антокольского в Петергофе, не поставив в известность автора. Увидев своего Петра на деньгах, Антокольский попросил министра финансов Сергея Витте прислать ему «авторский экземпляр» и пошутил, что им «были бы очень довольны и его кредиторы». Министр прислал скульптору целых четыре «петеньки». В то время на одну такую банкноту в деревне можно было купить пять только что отстроенных крестьянских домов. В 1913 году императора на купюре «переодели» в рыцарские доспехи, получился «Петр в латах».

От «коленьки» до «керенки»

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, на десятке — первого царя дома Романовых Михаила Федоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублевая банкнота с появлением портрета Николая I стала «коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «беленькие» переименовали в «сашки».

После Февральской революции и свержения монархии на смену «катенькам» и «коленькам» пришли «керенки». Так в честь министра — председателя Временного правительства Александра Керенского называли деньги номиналом 20 и 40 рублей. Правда, они были больше похожи на почтовые марки, чем на банкноты. Их выпускали листами по сорок «керенок» на каждом, и люди сами отрезали себе купюры от общего листа. 

В условиях гиперинфляции деньги быстро обесценились. «Керенками» стали обклеивать стены, подкладывать их под чернильницы и так далее.

Путь к единому рублю

Народная привычка давать деньгам прозвища очень пригодилась в непростое время Октябрьской революции и Гражданской войны. Старая банковская система была разрушена, денежное обращение осталось без централизованного контроля. В стране появились тысячи наименований денежных знаков. Местные власти и даже предприятия принялись печатать собственные боны, чеки, квитанции и прочие денежные эквиваленты.

Первая тысяча

По подсчетам исследователей, к 1920 году в стране обращалось более двух десятков тысяч разновидностей купюр. Чтобы их творения выделялись из общей денежной массы, эмитенты много внимания уделяли внешнему виду денег. А люди, чтобы хоть как-то разбираться в этом денежном хаосе, придумывали цветным бумажкам свои названия.

На Русском Севере появились «моржовки». В 1918 году эти чеки выпустило Архангельское отделение Государственного банка. На 25-рублевом чеке художник, ученик Ильи Репина Сергей Чехонин изобразил моржей и белых медведей на фоне арктического пейзажа. На другой стороне этих купюр был помещен герб Архангельска: архангел Михаил, побеждающий дьявола.

«Симадки» — разменные талоны с Дальнего Востока. Владелец крупной торговой сети и механических мастерских Петр Симада выпускал местные деньги со своим портретом. Сами «купюры» были из рисовой бумаги и печатались в Японии, на родине предпринимателя.

«Кузнецами» в Сибири называли советские 50 рублей с изображением рабочего с молотом. Только за август 1918 года «кузнецов» выпустили на сумму 20 млн рублей.

«Колокольчики» («деникинки») — это тысячерублевые банкноты Вооруженных сил Юга России (под командованием белого генерала Антона Деникина) с изображением Царь-колокола.

Конечно, эти деньги довольно быстро вышли из оборота. Но именно в тот смутный период Временное правительство выпустило первые в России 1000 рублей — до 1917 года купюр такого номинала не существовало. Свое прозвище первая тысяча получила благодаря изображению Таврического дворца, где тогда заседала Государственная Дума, — купюры стали называться «думскими», «думками» или «домиками». А с 1920-х годов тысяча стала «косой» или «косарем» — из-за наклонного написания номинала «1000» по краям купюры.

«Червяки» с «портянками»

Пережив денежный хаос и гиперинфляцию, советское правительство задумало создать новую устойчивую валюту, которая котировалась бы за границей. Так, в 1922 году появились советские червонцы, поддержкой и гарантией которых было золото. В обиходе новую валюту чаще всего называли «червями» или «червяками» — по созвучию со словом червонец. Банкноты получали и другие прозвища: например, «сеялки» — из-за изображенного на них крестьянина-сеятеля — или совсем уж жаргонное «чирик». Позже это наименование перешло к 10 рублям, к которым был приравнен советский червонец.

Портрет В.И. Ленина, единственного реального исторического лица, когда-либо изображавшегося на советских купюрах, впервые появился в 1937 году — на червонце.

1947 год

После денежной реформы червонцы вышли из оборота

С тех пор выпускались только рубли. Купюры того периода отличались внушительным размером (23x11,5 см), за что и получили прозвище «портянки».

После новой денежной реформы в 1961 году «портянки» уменьшились почти в два раза. А уже ставшая традиционной цветовая гамма — желтый рубль, зеленая трешка, синие пять рублей и красные десять рублей — сохранялась вплоть до распада Советского Союза в 1991 году.

Современные банкноты сильно отличаются от своих предшественниц — и цветом, и оформлением. Однако некоторые денежные прозвища из прошлого — «косарь», «чирик», «червонец» — по-прежнему иногда встречаются в нашей речи.

Изображение (фото): из собрания Музея Банка России


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11103 публикации
Сайт: museum.cbr.ru/articles/prozvishcha-bumazhnykh-deneg-raznoobraznye-i-mnogolikie/
Поделиться:

Интересно:

24 мая - День славянской письменности и культуры
24.05.2025 09:06 Аналитика
24 мая - День славянской письменности и культуры
Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах. История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. Как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных...
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
23.05.2025 18:23 Аналитика
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
В дореволюционной России этот полк отмечал день своего создания 23 мая каждого года. Семеновский полк — один из двух первых полков русской гвардии. Он по праву считался одним из лучших в рядах Императорской гвардии. Созданный самим Петром Великим, полк снискал неувядаемую славу и всеобщее уважение. О славных семеновцах и пойдет сегодня речь. Название полку дало подмосковное село Семеновское недалеко от одного из мест летнего пребывания царского двора. Изначально Семёновский полк относился к так называемым потешным полкам. Их создали для игр и забав молодого царя Петра Алексеевича и его ближайшего окружения из дворянских недорослей и дворовых слуг. Вскоре забава с «потешным войском» обрела иной смысл: создать профессионально подготовленную и преданную монарху гвардию, которая могла бы защитить Петра от любого...
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
23.05.2025 15:26 Мероприятия
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
В Библиотеке иностранной литературы состоялась торжественная церемония открытия мультимедийной выставки «Сопротивление Европы», посвященной архивным документам об антифашистских движениях в странах Европы. Вечер начался с приветственного слова Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которое представила генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Марина Захаренко. Ольга Любимова, Министр культуры Российской Федерации: "Выставка Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, организованная совместно с Российским государственным военным архивом и семьей Маргариты Ивановны Рудомино, подтверждает тот факт, что в России помнят о героях Сопротивления и чтут память о них. Движение Сопротивления в странах Европы носило интернациональный...
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...